Согласно исследованию «Рынок розничной торговли. Торговые сети FMCG-2013», проведенному компанией Intesco Research Group, в 2012 году в структуре ввода новых торговых объектов доля «магазинов у дома» занимала порядка 27%. Если же посмотреть на розничный товарооборот в целом, то можно увидеть, что более 50% его формируют средние и малые предприятия, а также индивидуальные предприниматели.

Мелкоформатная розница может быть чрезвычайно рентабельной, однако добиться этого можно, только используя все конкурентные преимущества, среди которых особое место занимает автоматизация. Сегодня на рынке представлено множество решений для автоматизации торговли с самым разнообразным функционалом и многочисленными дополнительными модулями. Однако проблема выбора от этого не становится легче. Даже наоборот — изобилие представленных на рынке систем предполагает более ответственный подход.

Необходимо четко понимать, что действительно необходимо мини-маркету, а что для него избыточно, какой функционал будет реально задействован в работе и принесет ощутимую пользу, а какой окажется ненужным балластом. Чтобы ответить на этот вопрос, следует определиться с терминологией и четко обозначить критерии «магазина у дома», или мини-маркета. Определяющим здесь будет небольшая площадь (около 100-200 кв. м.) и ограниченный ассортимент (не превышающий 10-15 тысяч наименований товаров), среди которого преобладают продукты повседневного спроса. Форма торговли может быть как через прилавок, так и по системе самообслуживания. Естественно, если речь идет об автоматизированном магазине, то предпочтительнее будет самообслуживание, так как именно такая форма позволяет максимально воспользоваться преимуществами автоматизации и вывести предприятие на качественно новый уровень.

 

Цели и задачи

Чаще всего небольшой магазин решается на автоматизацию тогда, когда издержки от неэффективного управления ассортиментом и потери от злоупотреблений персоналом уже не позволяют конкурировать с более успешными соседями. Нередко для таких магазинов автоматизация становится замечательным поводом навести порядок, формализовать бизнес-процессы, сделать все происходящее в магазине прозрачным и понятным.

Попробуем сформулировать основные преимущества автоматизированного мини-маркета. Первая группа преимуществ будет связана с новыми возможностями по работе с товаром. Магазин сможет всегда поддерживать полный и стабильный ассортимент, снизится количество низколиквидных товаров. Возможность работы с аналитическими данными позволит понять, какие продукты приносят прибыль, а какие — только занимают место на полке. В результате удастся повысить оборачиваемость товарных запасов. Проведение инвентаризации в автоматизированном магазине станет быстрым и удобным.

Вторая группа преимуществ связана со снижением потерь. Владелец магазина с удивлением обнаружит, сколько лазеек для воровства персонала окажутся закрытыми. И это будет касаться и кассиров, и менеджеров торгового зала, и закупщиков. Практически для каждой категории персонала существенно сократятся возможности для злоупотреблений. Снизятся и товарные потери из-за ошибок в закупках и пересортицы.

Третью группу преимуществ почувствуют ваши покупатели. Скорость их обслуживания существенно возрастет, нужные товары всегда будут на полке. Можно будет повышать лояльность покупателей с помощью различных дисконтных схем.

 

С чего начать?

Обычно автоматизация небольших магазинов начинается с покупки просто товароучетной программы, которая может быть установлена на персональном компьютере. Это самый простой вариант автоматизации, но и он позволит автоматически учитывать проданный товар, контролировать его приход/расход и выполнять еще ряд несложных операций.

Для небольшого non-food магазина с очень редкими покупателями такой вариант, может быть, и будет уместен на первом этапе автоматизации, но для продуктового мини-маркета уже потребуется более сложная система, в которой выделяется фронт-офис (программное обеспечение и оборудование, которое используется для непосредственного обслуживания клиентов, где происходит ввод и обработка первичной информации о покупке) и бэк-офис (программное обеспечение, с помощью которого осуществляется финансовый учет и управление товародвижением, анализ и прогнозирование).

Для мини-маркета особое значение имеет программно-аппаратная часть фронт-офиса. Самая простая фронт-офисная система состоит из контрольно-кассовой машины (ККМ). Это может быть как пассивная касса, так и POS-терминал или POS-система, состоящая из фискального регистратора, персонального компьютера с клавиатурой, денежным ящиком, дисплеями кассира и покупателя. Для мини-маркета к этому набору можно добавить считыватели магнитных карт и весы с печатью этикеток. Формат «магазина у дома» предполагает небольшой размер рабочего пространства кассира, поэтому POS-система должна быть компактная, иметь малый футпринт (площадь, на которой размещено оборудование). Желательно, если она будет выполнена в форме моноблока.

Вычислительная мощность оборудования должна справляться с товарной базой, включающей до 10-15 тыс. наименований. Программная часть фронт-офиса, которая управляет такой кассовой системой, должна обладать простым и понятным интерфейсом, легкостью настройки (как для кассира, так и для администратора). Хорошим конкурентным преимуществом может стать дисконтная программа магазина, поэтому такое ПО должно поддерживать возможность формирования скидок. Очень полезной также может стать возможность получения аналитических данных прямо на POS-системе (отчеты по остаткам, по прибыли, по возвратам и т.п.).

 

Варианты решений

Естественно, среди минимаркетов есть объекты, которые очень сильно различаются по тому бюджету, который их владельцы готовы потратить на автоматизацию, поэтому у компании АТОЛ есть 3 типа решений для малых предприятий. Самое простое состоит только из POS-терминала с операционной системой и ПО, позволяющего им управлять. Это вариант для тех, у кого минимальные требования к функционалу системы.

Более функциональное решение обеспечивает полноценную автоматизацию фронт-офиса. Оно состоит из POS-комплекта, включающего POS-терминал, денежный ящик и сканер штрих-кода. Комплект может включать фискальный регистратор или принтер ЕНВД. Следующим шагом будет так называемый BOX-комплект. Он позволяет автоматизировать как фронт-офис, так и бэк-офис. В его состав, кроме POS-комплекта, входит сканер и программное обеспечение товароведа. Все три решения просты в использовании, решают базовые задачи автоматизации и, в зависимости от необходимой мощности оборудования, в свою очередь, могут реализовываться еще в трех вариантах в зависимости от разновидностей POS-терминалов, на основе которых создаются комплекты.

Самый бюджетный вариант — EasyPOS lite — подойдет для предприятий с небольшим ассортиментом товаров (до 4000). Если же ассортимент магазина шире (но не превышает 10 тыс. единиц), то оптимальным и наиболее надежным вариантом будет EasyPOS nova. Если же товарная база еще шире (до 14 тысяч наименований), то понадобится уже EasyPOS optima.

Отдельно следует упомянуть POS-систему ForPOSt минимаркет Lite 8'', созданную на базе компактного POS-моноблока Posiflex с 8-ми дюймовым монитором и встроенной клавиатурой на 40 клавиш. В системе используется фискальный регистратор FPrint-55К, сочетающий в себе оптимальный баланс надежности элементов и доступной цены. Управляет системой фронт-офисное ПО Frontol Win32 ОПТИМ. Подобный комплект идеально подойдет для большинства мини-маркетов. В заключение же хотелось бы предостеречь владельцев минимаркетов от желания немного сэкономить и поставить самосборное решение. Дело в том, что обычные компьютеры и мониторы предназначены для эксплуатации только в домашних условиях, в магазине они могут поставить под угрозу работоспособность всей фронт-офисной системы, что чревато серьезными потерями для бизнеса.

Надежную работу может гарантировать только индустриальное решение от надежного производителя. Кроме того, все оборудование должно быть совместимым между собой, а самосборные решения такой совместимости не гарантируют. Еще одно важное преимущество профессионального оборудования: наличие сервисных центров и запасных частей, в том числе и после снятия модели с производства. Для небольшого магазина важно, что бы система автоматизации была простой во внедрении, чтобы ей легко было пользоваться, она должна быть недорогой, но при этом обладать всем тем функционалом, который может понадобиться такому торговому предп